Квас — напиток купеческого клуба - Бобёр.ру
4:00
Europe/Moscow
вс, 8 сентября
Сейчас в эфире: Фазенда
Фото: Natallia Ploskaya/Shutterstock.com
Фото: Natallia Ploskaya/Shutterstock.com

Квас — напиток купеческого клуба

Жарким летом квас — один из самых популярных напитков. Магазинный или в разлив, он помогает легче переносить высокие температуры и отлично утоляет жажду в отличие от сладких газировок. А ведь ещё совсем недавно традиционный русский напиток был почти забыт…

Слово «квас» не переводится ни на один язык, что доказывает истинно русское происхождение этого напитка, хотя, справедливости ради, надо заметить, что похожий напиток из ячменя варили древние египтяне, а в Вавилоне были известны фруктовые закваски.

Наши предки овладели искусством создания кваса ещё до появления Киевской Руси. Первое упоминание о квасе встречается в летописи 988 г., когда по случаю крещения киевлян Владимир приказал раздать пищу и напитки — мёд в бочках и хлебный квас.

Фото: Africa Studio/Shutterstock.com

Фото: Africa Studio/Shutterstock.com

На Руси квас был каждодневным напитком, который присутствовал постоянно в любом доме, и было его столько сортов, что сейчас и не перечислить — уже к XV веку на Руси существовало более 500 сортов кваса. Насколько широко было распространено квасоварение в России свидетельствует работа врача Л. И. Симонова, изданная в 1898 г., где автор писал:

«Варение кваса распространено у нас так же, как и хлебопеченье: его варят в мужицких, мещанских, купеческих и барских хозяйствах, в монастырях и солдатских казармах, госпиталях и больницах; в городах существуют квасоварни и квасовары, приготавливающие квас для продажи… В последнее время врачи начинают обращать внимание на русский квас и рекомендовать его Западной Европе».

О русском квасе писал даже легендарный Казанова:

«У русских есть восхитительный напиток, название которого я позабыл. Но он намного превосходит константинопольский шербет. Слугам, несмотря на всю их многочисленность, отнюдь не дают пить воду, но этот лёгкий, приятный на вкус и питательный напиток, который к тому же весьма дёшев, так как за один рубль его дают большую бочку».

Квас любили не только крестьяне, но дворянство и даже монархи — при дворах существовали специальные «квасники» и даже подносители кваса.

Фото: alexnika/Shutterstock.com

Фото: alexnika/Shutterstock.com

Крестьяне, отправляясь на работу в поле или занимаясь другим тяжёлым трудом, брали с собой квас, так как считали, что он восстанавливает силы и снимает усталость. Напиток был обязательным в рационе больных в госпиталях и входил в довольствие армии, флота и даже заключённых. Квас считали чудодейственным и чуть ли не священным напитком, помогающим при всех болезнях.

В посты, особенно в летнее время, главную пищу простого народа составлял квас с зелёным луком и чёрным хлебом. Также среди крестьян была очень популярна окрошка и ботвинья — тоже традиционные русские холодные супы на основе кваса.

Квас обязательно присутствовал в многочисленных обрядах и был даже оберегом — считалось, что огонь от пожара можно остановить кинув в пламя обруч от квасной шайки, а огонь от попавшей молнии можно затушить только квасом.

Квас действительно не только вкусный и хорошо утоляющий жажду напиток, он ещё и полезен. Благотворное влияние кваса на процессы пищеварения объясняется присутствием молочнокислых бактерий, благодаря которым при сбраживании образуется молочная кислота. Поэтому квас вызывает такое же действие, как и кисломолочные продукты: простокваша, кефир, ряженка, варенец и пр.

Хлебный квас питателен, в нём содержатся легкоусвояемые сахара, витамины и другие вещества, а дрожжи обогащают его витаминами В, В2, РР, В.

Квас утоляет жажду при изнуряющей жаре, восстанавливает силы и повышает работоспособность при больших физических нагрузках. Поэтому не случайно во второй половине XIX столетия за квас всячески вступалось созданное «Российское общество охранения народного здравия».

Фото: Stukkey/Shutterstock.com

Фото: Stukkey/Shutterstock.com

Квас считался алкогольным питьём, и именно от этого слова происходит доживший до современности жаргонный глагол «квасить». Напиток действительно содержит алкоголь, но это несравнимо с тем, какой квас варили в XI веке — по крепости и густоте он превышал современное пиво.

Спустя век стали вводить в употребление не только хмельной, но и слабоалкогольный квас, который был кислым на вкус и закисал сам, его не варили, как хмельной. Хмельной крепкий квас стал больше популярен в европейских странах, чем у себя на родине.

Согласно современной классификации организации Beer Judge Certification Program, занимающейся подготовкой и сертификацией судей для проведения пивных дегустационных соревнований, квас является пивом и относится к категории «Пиво историческое, традиционное, местное».

Весьма распространена была в России профессия «квасника». Квасники обычно специализировались на определённых сортах кваса и часто именовались ячневыми, грушевыми (в конце XIX века такой квас был самым популярным в Москве), яблочными и т. д. Именно они придумывали новые виды кваса: сладкий, кислый, мятный, с изюмом, с хреном, густой, квас-щи, суточный, душистый, белый, ароматный, с пшеном, с перцем, украинский, польский, литовский, рижский, северный, боярский, домашний, гайдамацкий, запорожский, гуцульский.

Приготовление кваса по старым рецептам — весьма сложная, трудоёмкая и длительная процедура. От замачивания зерна, проращивания его и запаривания до сушки, размола и приготовления сусла проходит более 70 дней. Квас делали из ржаной муки с применением хмеля, зверобоя, а также добавляли полынь и тмин. Сусло обваривалось кипятком, затем ставилось для закисания — либо самостоятельного, либо при помощи «ускорителей» таких, как солод и кислое тесто. Обычно варили квас к началу марта, а потом просто по мере выпивания доливали воды. Но мартовский квас, конечно, был самый крепкий и хмельной.

Фото: alexnika/Shutterstock.com

Фото: alexnika/Shutterstock.com

В энциклопедии Брокгауза и Ефрона приготовление хлебного кваса описывается так:

  1. Смесь солода, ржаной, пшеничной или какой-либо другой муки, взятые в определённых, разнообразных для разных сортов пропорциях, засыпают в деревянную кадку и заваривают кипящей водой.
  2. Образующуюся густую тестообразную массу, называемую «затор», перемешивают веслом до тех пор, пока она не приобретёт сладкий вкус.
  3. После этого затор перекладывают в чугуны и ставят в тёплую печь на сутки.
  4. По истечении этого времени чугуны вынимают из печи и затор перемещают в большие чаны, затем разводят водою, оставляют стоять 2-3 часа, добавляют дрожжи (или забродивший ржаной хлеб) в отстоявшуюся жидкость и разливают её в приготовленные бочки.
  5. Бочки с квасом помещают на ледник или в подвал.

Кроме хлебного кваса, широко были распространены фруктовые и ягодные варианты. Эти напитки готовили из хлебных квасов, добавляя сок или варенье из ягод и фруктов, или же делали непосредственно из сока ягод без хлеба или муки.

Клюквенный квас, например, готовили так: клюкву разминали и заваривали кипятком, рассчитывая, чтобы на каждый пуд клюквы приходился ушат кипятка. Всё это оставляли стоять до следующего дня. Затем процеживали через сито, добавляли дрожжи, размешивали и оставляли стоять до появления пены, после чего снова процеживали, прибавляли мяты, сахара, ванили и разливали в бутылки.

Фото: spe/Shutterstock.com

Фото: spe/Shutterstock.com

Продажу квасники осуществляли в определённом районе, выход за пределы которого был чреват неприятностями. В Москве больше всего торговцев квасом было летом в Охотном ряду.

В продаже в то время более всего были распространены следующие сорта хлебного кваса:

  • «Русский» — приготовляемый из ржаной муки и такого же солода,
  • «Баварский» — из красного ячменного солода, пшеничной муки и патоки,
  • «Кислые щи» — из ржаного и ячменного солода и пшеничной муки,
  • «Белый сахарный» — из ржаных сухарей, пшеничного солода и сахара.

Из старых сортов самым популярным был рецепт Красного кваса — его пили во всех российских губерниях на протяжении долгого времени, рецепт белого кваса был особенно популярен в Рязанской, Тамбовской и Пензенской губерниях, а сухарный квас очень любили в Москве — в числе поклонников напитка был целый московский купеческий клуб!

Искусство изготовления кваса стало утрачиваться в середине XIX века, когда началась индустриализация России. Однако до середины XX века всё ещё было много сортов бездрожжевых безалкогольных квасов — как правило такой напиток продавали на улице в разлив. Квасоварение окончательно замерло к концу XX века, и только совсем недавно интерес к этому традиционно русскому напитку возродился с новой силой.