Система снеготаяния на участке
Одна из неприятностей, связанных с наступлением зимы, — наледь на садовых дорожках, крыльце, ступенях, подъездах к гаражу. Каждый домовладелец борется с этой напастью как может, но в основном применяется простейший метод — своевременная уборка снега лопатой.
Что и говорить, метод дешевый и эффективный, но очень уж трудоемкий. Хорошо, если вы крепки и молоды и сил у вас достаточно для регулярной работы дворником на своем участке. А если нет? Для борьбы с наледью сегодня существует очень эффективное решение — системы снеготаяния.
Мечта любого загородного жителя: зима, снег и лед кругом, а асфальтовая дорожка, ведущая к дому, — как весенняя проталина. Теперь это стало возможным.
Благодаря современным технологиям появились системы снеготаяния (кабельного электрообогрева), с успехом справляющиеся с такой угрозой, как обледенелые дорожки и ступеньки. По сути дела, это те же «теплые полы», только для улицы.
Перед ними поставлена иная задача — система должна растопить снег и предотвратить образование льда на открытых площадках в холодное время года. Конечно, обогреть все дорожки и площадки на участке не получится. То есть теоретически это возможно, но слишком уж дорого.
И дело даже не в стоимости элементов системы (хотя, и они недешевы), а в цене энергозатрат, которые будут расходоваться на обогрев больших площадей. Зачем вам это нужно? Ведь до- статочно, чтобы незамерзшими оставались только самые важные части территории участка.
Прежде всего это крылечки и их ступени, дорожка к гаражу или парковке (если у вас есть автомобиль) и сама парковка, если она расположена под открытым небом, и, возможно, главная прогулочная дорожка. Отапливать все остальное — это, согласитесь, уже роскошь.
А вот содержать без льда вышеупомянутые площадки — это комфорт и безопасность. Причем не такие уж дорогостоящие, если смонтировать все самим и выбрать самый бюджетный вариант системы снеготаяния.
Как работает система снеготаяния
Основная идея системы снеготаяния аналогична принципу «теплого пола». Как и «теплый пол», система снеготаяния бывает с электрическим и жидким (водяным) подогревом.
Но поскольку мощность у систем снеготаяния гораздо выше, чем у «теплых полов», при их монтаже необходима установка хотя бы самого примитивного комплекта автоматики защиты и управления (УЗО). Благодаря ему она автоматически, по сигналам датчиков влажности и температуры, включает и выключает подогрев. Зачем это нужно? Автоматика помогает сэкономить энергоресурсы.
Системы снеготаяния обоих типов (электрическая и водяная) включаются, когда одновременно попадают в заданный диапазон возможного образования снежного покрова или наледи показания как размещенного в защитной гофротрубе в бетонной стяжке датчика температуры, так и установленного на поверхности площадки датчика осадков. Антиобледенительная система, как, впрочем, любая «умная» автоматика, работает по выбранной вами индивидуальной программе.
Простейшая схема — включение обогрева при заданной температуре воздуха: как только столбик уличного термометра достигает запрограммированной отметки (от-1°С до т+5°С), датчик температуры подаёт сигнал на регулятор, который тут же подает электропитание на нагревательный кабель или включает циркуляционные насосы для подачи горячей воды.
Слабое звено такой схемы — невосприимчивость к более низкой температуре (уже при -16°С и ниже система не сработает) и осадкам. То есть при большом количестве выпавшего снега на поверхности площадки будет либо очень сыро, либо снег вообще не растает.
Более совершенный вариант- установка регулятора с несколькими датчиками — температуры наружного воздуха, температуры обогреваемой поверхности, осадков и даже датчиком талой воды, который не выключится до тех пор, пока на площадке не образуется сухая поверхность.
Продолжительность обогрева после прекращения осадков задается пользователем (например, 3 часа- до полного высыхания). Но такая «погодоустойчивая» парковка будет стоить существенно дороже.
Если один необходимый в любом случае регулятор с датчиком температуры в комплекте может стоить примерно 2000 руб., то нетрудно представить, как возрастет цена, стоит включить в систему еще несколько других элементов.
Система снеготаяния с электроподогревом
Суть укладки системы снеготаяния с электроподогревом в основе своей проста: нагревательный (термо-кабель закладывается в основу дорожного основания или ступеней (крыльца) поверх бетонной стяжки и также заливается бетоном. Это исключает угрозу обрыва.
При этом, как правило, используются бронированный или армированный кабели электропроводки, имеющие повышенную изломостойкость и специально предназначенные для паркинговых зон. В системе обогрева открытых площадок целесообразней применить термо-кабель резистивного типа.
Есть возможность применения его с ручным управлением, которое позволяет включать подогрев вручную по необходимости, когда слой снега достигает заметной толщины. Это позволит вам обойтись без покупки и установки датчиков, хотя за системой снеготаяния придется постоянно следить, чтобы не дать образоваться на подогреваемых площадках слишком толстому слою льда.
Собственно говоря, термо-кабель можно проложить под различными покрытиями: монолитным бетоном, бетонными плитами, асфальтом и даже газоном. Главное, чтобы толщина над нагревательным элементом составляла от 5 до 15 см.
Для удовлетворительного таяния снежного покрова, в процессе выпадения осадков, мощность системы должна быть не меньше 300 Вт/м кв. Чем выше эта величина, тем с более сильным снегопадом она сможет справиться.
Водяной вариант системы снеготаяния
Если в системе снеготаяния будет использоваться жидкий теплоноситель, то укладывают пластиковые трубы из армированного полипропилена или полиэтилена диаметром 18, 20 или 25 мм.
Систему в обязательном порядке заполняют антифризом. К котлу подключается контур системы через теплообменник. Рабочая температура жидкой системы снеготаяния должна составлять +25-50 градусов и иметь давление 0,5-1,5 атм.
Популярность такой системы обусловлена низкой стоимостью эксплуатации. Поскольку выпадение снега происходит при температуре выше -10°С, когда для отопления здания требуется около 40% максимальной мощности обогрева, а ночью используется экономный режим обогрева, для системы снеготаяния высвобождается дополнительная мощность.
Первоначальные затраты на монтаж водяной системы тоже будут значительно меньшими, чем в случае с электроподогревом (электрическая система примерно в 4 раза дороже). Но монтаж водяной системы существенно сложнее и не факт, что вы сможете выполнить его самостоятельно, без привлечения специалистов.
Термо-кабель же можно прокладывать даже в горячий асфальт и обойтись исключительно своими силами, настолько этот вариант прост в монтаже. Кроме того, электрообогрев отличается высокой надежностью, от протечек и аварий вы точно будете защищены.