Распыляй и властвуй: бензиновые опрыскиватели - Бобёр.ру
19:15
Europe/Moscow
сб, 21 декабря
Сейчас в эфире: Дачные феи
Распыляй и властвуй: бензиновые опрыскиватели

Распыляй и властвуй: бензиновые опрыскиватели

Ранцевый бензораспылитель (он же — бензоопрыскиватель) с точки зрения конструкции представляет собой металлическую раму с закрепленным на ней двухтактным двигателем. Над ним расположен бак для химикатов. В рабочем положении двигатель и бак находятся за спиной оператора. По шлангу активное вещество подается на распылительную насадку, манипулируя которой, хозяин «плантации» обрабатывает конкретное растение или группу насаждений, а не просто распрыскивает смесь по всей территории. Также на распылительной насадке обычно располагаются и органы управления силовым агрегатом: зажигание, гашетка газа и (чаще всего) регулируемый жиклер подачи жидкости.

Особенности конструкции

По принципу работы большинство моделей ранцевых бензоопрыскивателей напоминают обычную воздуходувку: пневмоблок, разгоняемый приводом бензинового двигателя, формирует поток воздуха. Однако есть и отличие: параллельно с основным выдувом за счет той же пневмочасти в баке создается небольшое искусственное давление. Под его воздействием жидкость по шлангу поступает через жиклер на насадку, закрепленную на раструбе, и в буквальном смысле разбивается потоком воздуха до состояния мелкодисперсного тумана. Иногда шланги бензоопрыскивателей дополнительно снабжают насосом вертикальной подкачки: такая конструкция позволяет полностью выкачивать активное вещество из бака. Впрочем, по отзывам некоторых пользователей, бензораспылитель отлично работает даже при неплотно завинченной крышке бака, то есть избыточное давление в нем создаваться вроде бы не может, а химикалии поступают самотеком. Само собой, вертикальное распыление при этом малорезультативно. Верно ли это утверждение для тех или иных моделей — лучше выяснять у производителей и продавцов.

Бензораспылители, работающие по описанному выше принципу, обладают рядом преимуществ, что во многом объясняет их популярность у пользователей. Одно из главных преимуществ — сама конструкция, позволяющая использовать агрегат в качестве бензовоздуходувки. Некоторые модели помимо опрыскивания зеленых насаждений жидкими препаратами при использовании дополнительных патрубков могут применяться для обработки участка порошкообразными средствами и даже для засевания территории семенами. Разумеется, семена должны быть мелкими, горох или фасоль таким образом сеять, конечно, нельзя.

Значительно реже встречаются конструкции без жесткого раструба. В них жидкость принудительно или самотеком поступает в промежуточную колбу, из которой под давлением, создаваемым двухпоршневым (плунжерным) насосом, подается на распылительную насадку. Плюсами такого метода являются отсутствие жесткого раструба (что в ряде случаев действительно удобно и позволяет обрабатывать растения более тщательно) и меньший, если верить производителям, расход активной жидкости. Однако подобные бензораспылители нельзя использовать в качестве воздуходувки, они работают только с жидкостями, но не с порошками.

Сердцем любой бензотехники является двигатель, и бензораспылитель не исключение. Как правило, изготовители ставят сюда одноцилиндровый двухтактный карбюраторный силовой агрегат. Почему не четырехтактный? Во-первых, двухтактный двигатель обладает меньшей массой по сравнению с таким же по мощности четырехтактным аналогом, а это важно, ведь его предстоит носить на спине. Во-вторых, у него выше удельная мощность на единицу рабочего объема цилиндра. И наконец, главная причина заключается в том, что ранцевые мотоопрыскиватели с четырехтактными двигателями не могут работать при значительных наклонах относительно линии горизонта, которые неизбежны при работе. Вот почему «четырехтактники» почти не ставят на бензораспылители, как, впрочем, и на множество других разновидностей садовой бензотехники. Хотя из указанного правила существуют исключения.

Особенность двухтактных двигателей состоит в том, что для нормальной работы мотора в них необходимо заливать топливную смесь бензина с маслом, строго соблюдая пропорции. Чаще всего используется соотношение 1:50, реже — 1:40, у бюджетных китайских моделей встречается рекомендованная пропорция 1:25. Однако, если верить ремонтникам из сервисных центров, подобная рекомендация свидетельствует о низком качестве металла, из которого изготовлен цилиндр, а предписанное производителем увеличение количества масла в топливной смеси призвано хоть как-то продлить срок службы агрегата.

Для приготовления топливной смеси подходит не всякий бензин: абсолютное большинство производителей рекомендует использовать марку АИ-92 и никакую другую. Чтобы оператор не перепутал чистый бензин с уже готовой топливной смесью, масла для двухтактных двигателей окрашивают обычно в синий, зеленый или красный цвет. Следует использовать только те марки, которые предназначены для садовой техники: лодочные масла (для двигателей с водяным охлаждением) применять нельзя. Заготавливать топливную смесь впрок нет резона, т. к. через две-три недели она начнет снова расслаиваться на бензин и масло. И чего точно не стоит делать ни под каким видом, так это заправлять двухтактный двигатель чистым бензином, поскольку все закончится поломкой: заклинит поршень в цилиндре, попутно, скорее всего, разрушится поршневое кольцо, а ремонт — пардон за каламбур — гарантированно будет негарантийным и недешевым.

Опции и настройка

Рынок ранцевых бензораспылителей хоть и не поражает воображение своим разнообразием, однако проблема выбора здесь все же существует и может поставить в тупик потенциального покупателя. Поэтому кроме таких характеристик, как вес, объем бака для химикатов и производительность агрегата, в целом огромное значение имеют различные опции, которыми производители щедро снабжают свою продукцию. Стоит заметить, что в большинстве случаев это вовсе не попытка «содрать» лишние деньги с покупателя, а действительно полезные дополнения, дающие ощутимый эффект.

Снижение уровня токсичности выхлопов

Вряд ли есть необходимость подробно расписывать плюсы того, что оператор не будет вдыхать всякую гадость типа угарного газа (СО). С конструктивной точки зрения поставленная цель достигается за счет оснащения цилиндра дополнительными закрытыми перепускными каналами, благодаря которым повышается эффективность смешивания топлива с воздухом. Как следствие, топливная смесь сгорает практически полностью.

Праймер, или насос подкачки

Внешне представляет собой небольшую мягкую «пуговицу» в виде полушария, при нажатии на которую топливная смесь принудительно впрыскивается прямо в карбюратор, а излишки горючего стекают назад в бензобак. Благодаря использованию праймера двигатель запускается легче и быстрее, ведь не требуется заполнять карбюратор топливом, которое при отсутствии праймера поступает сюда лишь после нескольких «холостых» рывков стартера. Особенно полезен праймер при запуске в прохладную погоду: он заметно снижает нагрузку на стартерный механизм и продлевает срок службы последнего.

Облегченный старт

Обеспечивается благодаря удобному расположению стартера, позволяющему завести бензораспылитель, не снимая его со спины, либо за счет особой конструкции самого «пускача», помогающей производить запуск без лишних усилий. К слову, наилучшим вариантом является сочетание обоих конструктивных решений. И если с расположением стартера вопросов нет (производители помещают его в той части устройства, куда удобно дотянуться рукой), то с системой, позволяющей уменьшить силу рывка при пуске, дело обстоит интереснее. Подобный эффект достигается посредством установки дополнительной пружины, через которую вращение с катушки пускового тросика передается на маховик двигателя. Вытягивая шнур, оператор взводит пружину, которая затем резко распрямляется и запускает мотор. Отпадает необходимость резко и с усилием дергать стартер, надо лишь плавно потянуть рукоять пускового шнура.

Декомпрессионный клапан

Еще одно устройство, также упрощающее запуск и применяемое в двигателях с большим (более 50 см3) рабочим объемом. Клапан открывается вручную, при этом часть сжатой смеси выпускается из цилиндра, уменьшая сопротивление движению поршня, а у оператора отпадает необходимость прикладывать немалое усилие для запуска двигателя. Декомпрессионный клапан также продлевает срок службы шнура и шкива стартера за счет уменьшения нагрузки на них. После запуска двигателя декомпрессионный клапан автоматически закрывается.

Кроме перечисленных опций нельзя не отметить разнообразные усовершенствования, призванные сделать процесс опрыскивания более комфортным и менее утомительным. Сюда стоит отнести:

  • широкие лямки ранца;
  • мягкие термоподкладки между двигателем и спиной оператора;
  • антивибрационные подвески между двигателем и рамой;
  • возможность установки набедренного ремня;
  • облегченную конструкцию самой рамы — главное, чтобы в этом случае у нее имелись дополнительные ребра жесткости;
  • полупрозрачные баки для химического раствора и топливной смеси, чтобы пользователь мог видеть оставшийся уровень жидкости;
  • широкую горловину для удобства заливания химикатов.

Также стоит отметить полезные ноу-хау, касающиеся самого процесса опрыскивания, например, электростатическую зарядку распыляемых капель (частицы водного раствора получают электрический заряд, после чего они гораздо лучше пристают к листьям и стволам растений), или специальные ротационные форсунки для получения аэрозольной пленки, обладающей повышенной проникающей способностью. Все перечисленные опции обычно отражены в паспорте, поэтому перед покупкой имеет смысл потратить какое-то время на изучение данного документа. При работе «в поле» можно менять интенсивность подачи жидкости, переключая жиклер на раструбе, а кроме того, настраивать форсунку на необходимый режим для корректировки формы факела. Сочетание обеих регулировок позволяет добиться нужных параметров распыления в диапазоне от струи до мелкодисперсного тумана, ведь для различных растений существуют свои требования касательно технологии опрыскивания. Так, мощная струя, необходимая для химической обработки густой листвы винограда, вряд ли подойдет для грядок с садовой земляникой.

При распылении порошкообразных субстанций шланг для жидкости снимается, и на его место устанавливается специальный патрубок. Порошки, гранулы или семена (в последнем случае это особенно важно) не входят в контакт с вентилятором пневмоблока, а подаются непосредственно в распылительную насадку. Часть производителей сразу комплектует свои изделия этим патрубком, но в некоторых случаях он поставляется как дополнительное оборудование, которое наряду со сменными форсунками надо покупать отдельно.

Сменные форсунки (например, ротационные и электростатические), предлагаемые в качестве опции, обычно предназначены для выполнения специфических операций – обработки какой-либо конкретной культуры, создания еще более мелкодисперсного тумана, нежели может обеспечить основная форсунка, идущая в комплекте, для покраски деревьев или создания узкого потока воздуха при работе в качестве воздуходувки. К дополнительному оборудованию относятся также специальные штанги, позволяющие нарастить длину распылительной насадки.

Иногда в качестве дополнительного оборудования предлагается нагнетательный насос, устанавливаемый в баке для реактивов. Как нетрудно догадаться, устройство повышает давление на выходе из резервуара, позволяя выполнять вертикальное опрыскивание, и перемешивает жидкость в баке, что очень удобно, когда приходится работать с расслаивающимися составами.

Сами баки для химикалий изготавливаются из пластика, устойчивого к воздействию агрессивной среды. Информация о химической инертности пластика (то есть список веществ, не способных нанести ему какого-либо вреда) должна содержаться в паспорте, в противном случае рекомендуется поискать другую модель опрыскивателя. То же самое относится и к распылителям, у которых бак изготовлен из непрозрачного материала: вроде бы ничего «криминального» здесь нет, однако пользоваться таким агрегатом довольно неудобно.

Важное предупреждение: даже используя аппарат с баком, изготовленным из химически устойчивого пластика, не следует забывать, что все растворы, с которыми может работать бензораспылитель (точный список, как уже говорилось, должен содержаться в паспорте), являются водными. Это значит, что смеси, где растворителем является не вода, а другие жидкости, в абсолютном большинстве способны повредить пластиковый резервуар для химикалий. Более того, они наверняка выведут из строя распылительные каналы опрыскивателя.

Обслуживание и безопасность

После каждого использования бензораспылителя бак и систему шлангов нужно промывать водой, чтобы избежать отложений растворенного вещества. Лучше всего решать эту задачу следующим способом: резервуар тщательно ополаскивается (здесь пользователь еще раз оценит удобство широкой горловины), а для очистки системы каналов следует просто залить чистую воду в уже промытый бак и некоторое время поработать бензораспылителем, поставив жиклер в режим максимальной подачи жидкости. После использования порошкообразных химикатов не помешает вытряхнуть остатки порошка из патрубка и, включив бензораспылитель как воздуходувку, хорошенько продуть всю систему.

Очистка бака и подающих каналов – не единственный вид необходимого технического обслуживания. Как и большая часть садовой техники, бензораспылители нуждаются в ежегодном тщательном осмотре и проверке работоспособности некоторых узлов. Сервисные центры, занимающиеся техобслуживанием воздуходувок и бензораспылителей, настоятельно рекомендуют один раз в год осуществлять комплексное техническое обслуживание аппарата, а именно:

  • проверять состояние цилиндра и поршневой группы, особенно поршневых колец;
  • производить очистку от нагара и проверку герметичности цилиндра и поршня;
  • производить регулировку карбюратора;
  • производить очистку либо замену воздушного и топливного фильтров;
  • проверять герметичность патрубков и уплотнителей;
  • производить регулировку зазора в распределителе зажигания и проверку его работоспособности;
  • проверять работоспособность свечи зажигания и величину зазора между ее электродами.

Список операций более чем солидный, и большинство из них проводится исключительно в сервисном центре и только специалистами. Самому оператору будет нелишним в течение года проверять состояние воздушного фильтра и при необходимости промывать его в теплой воде с мылом (но только не в бензине).

Профилактика помогает предупредить большинство поломок, однако не может исключить их полностью. И наиболее частая причина выхода инструмента из строя, как и в случае со многими другими разновидностями садовой техники, — нарушение правил эксплуатации. Чаще всего страдают система шлангов и бак, которые владельцы ленятся или забывают промывать либо же заливают растворы, работа с которыми не предусмотрена изготовителем оборудования. Почетное второе место по частоте выхода из строя принадлежит цилиндру и поршневой группе, страдающим от неправильно приготовленной топливной смеси. Доходит до того, что некоторые «умельцы» ухитряются добавлять в бензин не моторное, а растительное масло, что гарантированно приводит к заклиниванию поршня.

Если бензоопрыскиватель вдруг решили оставить в помещении с минусовой температурой, чего вообще-то делать не рекомендуется, следует проследить хотя бы за тем, чтобы внутри агрегата не оставалось никакой жидкости. Действенным способом предупреждения неполадок является правильная консервация на зиму: необходимо просушить систему шлангов и воздуховод, включив бензораспылитель как воздуходувку. Затем нужно слить все топливо из бака и запустить двигатель до полной выработки горючего, оставшегося в бензопроводе и карбюраторе. После этого следует вывернуть свечу зажигания и залить в цилиндр 30-40 мл масла для двухтактных двигателей, после чего поставить свечу обратно, а весной перед первым запуском снова выкрутить свечу и слить масло.

Заботясь о сохранности и технической исправности инструмента, не стоит забывать и о себе. Работа должна быть безопасной и комфортной. Первое достигается посредством использования средств защиты- респираторов и очков, а в некоторых случаях (например, при опрыскивании растений в плохо проветриваемых углах и закрытых с трех сторон нишах) даже противогазов. Настоятельно рекомендуется облачаться в удобную обувь и одежду, не цепляющуюся за кусты и не провоцирующую падение оператора на землю с 10-килограммовым ранцем за спиной. Использовать садовую технику с бензиновым двигателем в закрытых помещениях (в теплицах, оранжереях и т. д.) категорически запрещено – возникает большой риск отравления выхлопными газами. Здесь следует вооружиться электрическим или даже ручным опрыскивателем. Конкретная модель бензораспылителя однозначно должна быть «пошита» под хозяина, только тогда работа станет комфортной.

Приобретая аппарат, нелишним будет его «примерить», водрузив за спину, посмотреть, как распределяется масса устройства, не давят ли ремни, не упирается ли рама в поясницу. Системы амортизации, мягкие подкладки и широкие лямки ранца, о которых рассказывалось выше, также помогают обеспечить удобство оператора. Как результат, заботы о любимом саде перестают быть обременительными и становятся только в радость.