Телемедицинские консультации
Роскачество совместно с ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора исследовало наиболее популярные мобильные приложения для осуществления телемедицинских консультаций «врач – пациент» в российском сегменте магазинов App Store и Google Play.
Телемедицина «врач – пациент» – это дистанционное взаимодействие пациента с врачом при помощи технологичных средств коммуникации (смартфон, планшет, компьютер и другие устройства, интернет).
Рынок телемедицины в нашей стране еще не так развит, как в других. Доля России на мировом рынке дистанционных медицинских услуг составляет лишь 3%. Но в ближайшее время эксперты прогнозируют рост до 30–50%.
Коммуникация «пациент – врач» делится на два типа: это дистанционная диагностика с помощью специальных приборов (например, измерение и контроль сердечных ритмов) и дистанционное консультирование пациентов. Пациент может связаться с врачом по аудио- и видеосвязи или задать интересующие его вопросы в чате.
В силу широкого распространения смартфонов, для удобного проведения консультаций существуют специальные приложения. Консультация по смартфону (через приложение) не может заменить личный визит к врачу, но делает медицинские услуги более доступными.
Существует также телемедицина с дистанционным взаимодействием «врач – врач», при которой контактируют для решения рабочих вопросов медицинские работники.
СПРАВОЧНО: Существует также телемедицина с дистанционным взаимодействием «врач – врач», при которой контактируют для решения рабочих вопросов медицинские работники.
– Сейчас, в связи с пандемией, телемедицинские приложения «пациент – врач» могут быть полезными хотя бы на этапе распределения пациентопотока и в ситуации, когда нужно избегать перегрузки медицинских мощностей и отсеивать пациентов, которые не имеют достаточной симптоматики. Но для того, чтобы подобные приложения могли проявить весь свой потенциал, они должны соответствовать серьезным критериям.
Насколько существующие в этой сфере мобильные приложения функциональные, качественные и безопасные? Чтобы ответить на этот вопрос, Роскачество протестировало приложения для осуществления телемедицинских консультаций «врач – пациент» в российском сегменте магазинов App Store и Google Play – всего 20 приложений (10 для iOS и 10 для Android). Исследование проведено совместно с ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора.
- В исследование вошли приложения сервисов, на момент тестирования позволяющие проводить первичные онлайн-консультации с медицинскими специалистами по принципу «врач – пациент» на русском языке и имеющие количество установок в Google Play не менее 1000 и количество оценок в App Store не менее 50.
- В исследование не вошли мобильные приложения, у которых отсутствуют оценки пользователей, и приложения, находящиеся на стадии бета-тестирования.
Количество приложений, которые перешагнули итоговую отметку в 4 балла, составляет 13 из 20. Все они рекомендуются к использованию. Отметку в 3 балла преодолели все исследованные приложения. Во время карантина такие приложения могут стать альтернативой посещения врача.
По результатам тестирования наиболее функциональные приложения на iOS – ONDOC (4,44 из 5 баллов), SmartMed (4,25) и «Яндекс.Здоровье» (4,18). На Android – «Яндекс.Здоровье» (4,18), DocDoc (4,17) и «Онлайн Доктор» (4,12).
Наиболее удобные на iOS – «Онлайн Доктор» (4,12), Pirogov Clinic (3,84) и «Доктор Рядом Телемед» (3,82). На Android – DocDoc (4,48), «Онлайн Доктор» (4,44) и «Яндекс.Здоровье» (4,28).
Наиболее безопасные (с точки зрения информационной безопасности) на iOS и Android – ONDOC (5,00), SmartMed (4,65) и My Doc (4,53). Все приложения передают пользовательские (в том числе медицинские данные) в зашифрованном виде, небезопасных мобильных приложений выявлено не было.
Вся необходимая юридическая информация представлена в приложениях SmartMed (5,00 из 5) и DOC+ (5,00), в тройку лидеров также входит «Доктор Рядом Телемед» (4,63).
Лучшими по совокупности всех критериев признаны приложения SmartMed, «Доктор Рядом Телемед» и «Яндекс.Здоровье» на iOS и «Доктор Рядом Телемед», SmartMed и «Яндекс.Здоровье» на Android.
Консультации медицинских специалистов в исследовании не оценивались, медицинские услуги будут проверены Роскачеством в дальнейшем.
Подробности в Деталях исследования.