www.bober.ru - ВСЕ О БОБРАХ


Карта сайта

Главная > Турист > Страча

Василий Журавлев, Федор Сабодаш-Радько

Страча

Теплое солнышко, растворяясь в хрустале сосулек, радует глаз переливами радуги. Звонкая капель, веселые ручейки, многоголосье птиц, яркие оттенки улиц переполняют душу радостью - началом весны, началом водного туристического сезона.

Разведка доносит: вскрылась Случь..., вскрылась Ислочь..., вскрылась Березина... Озера Оболи и Дрыссы покрыты льдом... Где открывать новый сезон?

Не знаю, как у вас, а у нас это традиционно - Страча. Небольшая (длина 59 км), но очень интересная река. Летом она спокойная, мелкая, местами "по щиколотку", а весной - бурлящая, своенравная. Начинается Страча из озера Малая Швакшта, пересекает Свенцянскую гряду, течет по территории ландшафтного заказника "Голубые озера" и на Нарочанско-Вилейской низине впадает в Вилию недалеко от деревни Михалишки. Несмотря на ее небольшую протяженность, планировать поход нужно не менее чем на 4 ходовых дня. Во-первых, нужно вдоволь насладиться красотой окружающих ландшафтов. Во-вторых, понадобится время на преодоление многочисленных препятствий. Растительный и животный мир в бассейне Страчи богат и разнообразен. Каждый раз природа дарила нам какое-нибудь очаровательное зрелище. Мы видели бобров, неторопливо пересекающих реку; журавлей во время их "свадеб"; кабанов, карабкающихся по крутому берегу буквально в 30 метрах от нашей стоянки; красавца-лебедя, дефилировавшего перед лагерем, выпрашивая угощение; огромного филина, который взлетел бесшумной тенью из-под ног дежурного, от неожиданности уронившего котелок с водой... Нам посчастливилось быть на этой реке пять раз, и всегда, снимаясь с маршрута, мы знали, что не сможем не вернуться сюда в будущем году. Река, пробиваясь через отроги Свенцянской гряды, во время весеннего паводка становится капризной и своенравной. Отправляйтесь в путешествие только с опытными товарищами, хорошо подготовьте снаряжение, ведь на маршруте вас ждут не только красоты природы, но и многочисленные препятствия, в том числе и опасные.

Подъезд к начальной точке маршрута автобусом Минск - Свирь через Нарочь. Остановка - Глубокий Ручей. До озера около 300 м. На берегу сосновый лес, деревянная беседка, подход к воде удобный. Выходить на маршрут лучше всего утром. Пересечь озеро В. Швакшты нужно курсом 340, чтобы как можно точнее выйти к протоке. Выход из озера скрыт прибрежной растительностью, и найти его сразу, особенно весной, не всегда удается. Протока между озерами Великие и Малые Швакшты имеет ширину два-три метра и длину километр, берега ее покрыты высокими кустами и камышами. Препятствий нет. Даже в ветреную погоду в ней спокойно. Сквозь кристально чистую воду даже на глубине двух метров отчетливо просматривается илистое дно. По берегам можно увидеть несколько бобровых хат. В начале открывшегося озера, слева, на небольшом участке низкого, но твердого берега можно высадиться. Раньше здесь находилась оборудованная стоянка. Весь остальной юго-западный берег озера заболочен, однако выход из него найти легко, придерживаясь левого берега около двух км.

Исток Страчи широкий и спокойный, с заболоченными берегами, с обилием бобровых хат. Через 1,5-2 км берега становятся тверже. Слева, у устья небольшого ручейка уютная поляна, достаточно дров. Здесь можно планировать первую ночевку. До этого места 8 км или около 2 часов хода. За низким железобетонным мостиком на дороге от деревни Дубровщина река превращается в узкий, но довольно глубокий ручей, который петляет по заболоченной низине. В половодье здесь образуется огромное водяное блюдце, доходящее до домов деревни Свирки. На этой глади отлично просматривается русло, ограниченное петляющей дорожкой кустов, растущих на притопленных берегах. При наличии опыта можно срезать расстояния. Русло довольно чистое. Если не считать закола возле деревни, препятствий нет. Слева впадает ручей Червоный. В течение следующего часа движения - берега, заросшие кустами или заболоченные, мест для стоянки нет. Только справа однажды появляется твердый открытый берег с четырьмя огромными елями. После этого река около трех километров течет по непроходимым болотам. В этих местах русло может теряться среди зарослей камыша. Однажды нам пришлось возвращаться до ближайших зарослей ольшаника, заготавливать жерди, делать гать и перетаскивать лодки до ближайшего окна чистой воды. По половодью этих проблем не бывает. За болотом река сужается и левым берегом выходит к сосновому лесу, где можно выбрать хорошее место для стоянки. Пройдено 14 км. Вскоре начинается территория ландшафтного заказника "Голубые озера". Река течет в каньоне. Берега высокие, густо поросшие хвойным лесом. Скорость течения усиливается, река изредка делится на рукава. Вода "закипает" на упавших деревьях и одиночных валунах. Перед д. Станчики берега немного понижаются. Напротив деревни отмечено несколько препятствий в виде завалов или примитивных переправ, сооруженных местными аборигенами. При низкой воде образуются перекаты. Через 1-1,5 км берега расступаются, и течение замедляется в заболоченной пойме. Коренные берега по-прежнему высокие, хвойные. Еще через 3 км справа в реку впадает ручей, который течет через болото из озера Болдук. В высокую воду можно подняться в озеро. В 150 метрах слева, перед низким деревянным мостиком, соединяющим дорогу между озерами Окунек и Глухое, на опушке елового леса есть отличная оборудованная стоянка. Можно спланировать дневку и совершить пешие прогулки по незабываемо разнообразным по красоте озерам и озерцам.

Следующие два километра река течет по заболоченной пойме. Затем берега повышаются, в русле учащаются перекаты. Справа впадает река Лынтупка. В ее устье есть хорошая стоянка. Берега становятся еще выше, достигая 15 метров. Их крутые склоны завалены буреломом. В русле из-за поваленных деревьев возникают несложные препятствия. Скорость течения не менее 3 км/час. Проходить этот участок - сплошное удовольствие. Примерно через 3 км начинаются завалы, требующие проводки или обноса. Берега поочередно начинают отступать, образуя лужайки то с одной, то с другой стороны. Этот участок заканчивается у низкого пешеходного мостика, обозначенного на карте как брод. Далее слева видна дамба, тянущаяся вдоль реки. За шлюзом - заболоченный пруд Омежа. Ниже его русло Страчи "закипает" на километровом перекате. Река, зажатая с обеих сторон высокими берегами, несется со скоростью более 6 км/час. Опасен этот участок тем, что он заканчивается порогом на месте старой разрушенной мельничной плотины у деревни Ольшево. Бурный и стремительный поток скрывает подводные сваи, и есть большой риск распороть днище байдарки. Поэтому перед проходом внимательно осмотрите порог. Значительно безопаснее сделать проводку. Чуть ниже - автомобильный мост. В Ольшево на левом берегу старинная усадьба и парк. На наш взгляд, не стоит терять время на осмотр, поскольку на этом, как, впрочем, и на многих других памятниках старины лежит печать бесхозяйственности и разрухи. Километрах в двух за деревней, на левом берегу, можно планировать очередную ночевку. В русле чередуются перекаты с одиночными камнями, встречаются завалы. В 3-4 км ниже Ольшево через реку повалено 2 огромных ели, вынуждающие делать обнос. Берега здесь красивые, высокие, левый густо зарос смешанным лесом. Постепенно пойма расширяется, а река превращается в канал. В его начале, справа, подходит полоса хвойного леса - последнее пригодное для стоянки место на следующие 10 км. Дальше начинается обширная площадь мелиорированных болот. Прилегающая территория изрезана каналами, которые впадают в реку. Русло канализировано. Река течет сначала на юго-запад, а затем поворачивает на юго-восток. Длина канализированного участка около 8-9 км. Берега канала густо заросли ивовыми кустами, заболочены. Мест для стоянки нет до самой деревни Страчанка (справа) и Селевичи (слева). Пройдено 38 км. Деревни соединены мостом, под которым проходимый порожек. За ним берега повышаются, небольшой участок леса встретится на третьем километре ниже деревни слева, и перед водохранилищем. В реке много одиночных камней, а перед водохранилищем она представляет собой сплошной перекат. Водохранилище, длиной не более 1 км, заканчивается плотиной, от которой остались бетонные опоры и два слива. Правый - проходим: прямой, несложный, высотой около полутора метров. В двадцати метрах за ним камни, нужно уйти немного вправо.

В апреле прошлого года одна из наших байдарок перевернулась за сливом. Капитан угодил в улово за центральной опорой. Полминуты он сражался в пенящемся водовороте, затягивающем его под воду. Чудом вырвался в основной поток, который тут же отбросил его на безопасный участок реки. В это время второй член экипажа в ледяной воде отбуксировал перевернутую лодку к левому берегу... Пострадавшие наблюдали за второй байдаркой, рыскавшей по разливу в поисках предметов крушения. Осматриваясь вокруг, вдруг обнаружили, что не наблюдается третьего члена экипажа - собаки по кличке Айна. Опыт предыдущих походов подсказывал, что беспокоиться за нее нечего (прошла она с нами далеко не одну тысячу километров, плавала отлично, причем всегда охотно в любую пору года), и мы решили, что она, повинуясь охотничьему инстинкту, обследует новую территорию, видя, что у нас остановка. Каково было наше удивление, когда после переворота лодки в ней оказалась собака! Некоторое время она ничего не соображала, а затем выпрыгнула и облаяла всех без разбору. Дома, просматривая видеозапись, мы увидели, как собака, стоящая передними лапами на деке, в момент переворота быстро спряталась внутрь лодки. Как она там обнаружила воздушный пузырь и как перемещалась с лодкой, можно только догадываться. Впрочем, этот сюжет вы могли видеть в программе "Вы - очевидец". За стойкость, проявленную в экстремальной ситуации, Айне единогласно было присвоено почетное звание - подводница.

Пройдено 49 км. Ниже плотины мост, под ним старые сваи. Дальше берега становятся низкими, на берегах растут ольха, ива. Через 2-3 км на высоком правом берегу появляется хороший лес, но условия для высадки плохие. Перед впадением Свирянки (53 км от начала) река разделяется на два русла: в правом - завал, в левом - низкий мостик, заставляющий делать проводку. После слияния рек скорость течения составляет около 2 км/ч, препятствий нет. Километром ниже, справа выходит клин соснового леса. Берег вполне удобен для высадки. Неплохие места встречаются по правому берегу еще несколько раз. У деревни Понизье берега низкие, поросшие ивой, или голые. Ниже по левому берегу тянется гряда высоких холмов, поросших хвойным лесом. Периодически к ним подходит река, и попадаются подходящие для стоянки места. Этот участок тянется километра два и кончается так же внезапно, как и начинается. В конце его хорошее место. Тут же начинается длинная старица. Оставшийся до Ольховского водохранилища участок ничего особенного не представляет. Серьезных препятствий нет, за исключением завалов под низкими мостками. Они проходимы, но могут потребовать проводки. Берега кое-где заболочены, но чаще - твердые, поросшие ольхой, орешником, дубами. Красивых мест нет, но для непредвиденной стоянки вполне подойдут. Водохранилище в средней и нижней части очень красивое. Высокие холмы поросли стройным сосновым лесом. Береговая линия извилиста и образует множество заливов, полуостровов и островов, чем очень напоминает Карелию. Рекомендуем делать дневку. На полуостровах есть пологие участки, удобные для высадки, встречаются оборудованные стоянки, бани. Здесь можно также отлично порыбачить. В конце водохранилища мост, а за ним плотина. Пройдено 62 км. Справа в 150 метрах от плотины есть магазин, там же и остановка. Отправление автобусов в Островец в 8.00 и 15.30 (разумеется, расписание может и измениться), а из Островца до Молодечно ходит дизель. Если вы решили идти дальше, сделайте обнос плотины по правому берегу. До устья осталось 5 км. На втором километре этого участка начнутся живописные лесистые обрывы и холмы, которые тянутся почти до самого устья. Если планируется заканчивать маршрут в Михалишках (70 км), последнюю ночевку лучше планировать в этих местах. От устья Страчи до автомобильного моста 2,5 км по спокойной Вилии. Привлекательных мест для ночевки на этом участке нет. Правда, путешествуя по Вилии, приходится ночевать, не дойдя до моста метров 400 на правом высоком берегу, однако высадка на него проблематична, да и дров практически нет. На левом берегу у моста сохранился костел, основанный в 1622 году Яном Бжастовским. В деревне есть почта, магазин, столовая, автобусная остановка. Ниже Михалишек Вилия течет в красивых берегах, поросших сосновым лесом, они тянутся почти непрерывно до нового автомобильного моста у деревни Тартак (20 км ниже Михалишек), а потом и до деревни Быстрица (виден костел на левом берегу). Кстати для этих мест, включая Островец (ст. Гудогай), нужно разрешение на посещение погранзоны. Если такового нет, лучшим вариантом окончания маршрута является мост в Михалишках и заранее заказанный транспорт.

Источник:  http://tio.agava.ru/ 


Данная страничка является частью сервера бобер.ру - "ВСЕ О БОБРАХ" - www.bober.ru:
[Главная][Карта сайта][Информация][Исследования][Литература][Фотографии][Видео][Рисунки][Марки][Сувениры][Звуки][Турист][Охота][Мех][Струя][Кулинария][Названия][Астрология][Заповедники][Зоопарки][Музеи][Клубы][Сайты][Баннеры][Архив новостей][Голосования][Игры][Юмор][Гостевая книга][Автор][English]

Генеральный спонсор бобер.ру - МЕТАЛЛЕС - любой металл с поставкой завтра

Rambler's Top100Rambler's Top100 SpyLOG TopList metaltop.ru Яндекс цитирования